- Иезуиты и Иезуитско-католическая исповедь
- иезуитская исповедь, совершенно расходясь по духу с православной, в то же время, почти совершенно совпадает с римско-католической, чему мы видим подтверждение в том, что папою Григорием XVI для католических духовников рекомендовано "Нравственное Богословие" Альфонса Лигуори (иначе де Лигорио), причисленного латинскою церковью к лику святых и возведенного на степень "учителя церкви", вполне разделявшего иезуитскую мораль и в своем произведении многое взявшего от иезуитских авторитетов. Православная церковь вполне подчиняется определению Тридентского собора, по которому от кающегося для полноты и совершенства таинства требуется сокрушение, полное исповедание грехов и удовлетворение правде Божией за грехи свои (Contritio, confessio и satisfactio). По Лигуори, сокрушение, если оно "совершенное", т. е. вытекающее из любви к Богу, вполне заменяет исповедь, при исповеди же вполне достаточно сокрушения "несовершенного" рождающегося из страха перед наказанием небесным или земным. Относительно полного исповедания грехов, то и здесь оно принимается не безусловно. Как уже выше было указано, есть целая серия грехов "простительных", вовсе не требующих исповедания. Да и в грехах смертных у них дозволяется каяться не сполна, в силу физической или нравственной невозможности (правосл. церковь допускает только физическую невозможность). Кроме всего этого всегда найдется казуист, который любой смертный грех переведет в разряд "простительных". Наконец, под удовлетворением иезуиты понимают скорее средство свести с законом, причем и тут масса комбинаций для облегчения сего, индульгенции и проч. Уже из этой короткой обрисовки видно, как далеко учение иезуитов стоит от учения Христа, Имя Которого они присвоили своему ордену. Их учение сводится к внешности, причем и эти внешние обязанности облегчены до возможнейшей степени.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.